Приоритетное направление деятельности по физическому развитию детей муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида №123.  

          На протяжении 14 лет физическое развитие детей является приоритетным в деятельности муниципального дошкольного учреждения детского сада № 123. В последние годы в детский сад поступает большое количество детей с ослабленным здоровьем. Физически ослабленные дети подвержены быстрому утомлению, эмоциональное настроение и мышечный тонус снижены. Это в свою очередь отрицательно повлияет на характер их умственной работоспособности в школе. Поэтому педагогическим коллективом было принято решение особое внимание уделить физическому развитию детей. В ДОУ эффективно реализуется образовательная программа ДОУ д/с № 123, разработанная на основе комплексной программы «Детство», в соответствии с ФГОС. Содержание раздела «Растим детей здоровыми, крепкими жизнерадостными» обогащается за счет современных парциальных программ: — «Здоровье» В.Г. Алямовской, — «Программа обучения плаванию в детском саду» Е.К.Воронова. С целью повышения качества педагогического процесса педагоги творчески используют методические пособия по физическому воспитанию и оздоровлению дошкольников: — «Физическая культура для малышей» С.Н.Лайзане, — «Поиграем, малыш!» И.П.Дайлидене, — Л.И. Пензулаева «Физкультурные занятия в детском саду», — «Как научить детей плавать» Т.М.Осокина, — «Развивающее обучение на занятиях по плаванию в детском саду » В.Канедова, — «Улыбка» — по гигиене ротовой полости.

Деятельность педагогического коллектива направлена на укрепление физического и психического здоровья детей, формирование основ двигательной и гигиенической культуры. Эффективность системы достигается в результате обеспечения комплексного подхода к организации данной работы со стороны: воспитателей, медицинских работников, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, инструктора по плаванию, музыкальных руководителей и родителей, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей развития воспитанников. Педагогами своевременно осуществляется диагностическая работа. Полученные данные анализируются, выявляются причины, отрицательно влияющие на состояние здоровья детей. По результатам диагностики педагогом-психологом разрабатываются рекомендации для коррекции отклонений в развитии каждого ребенка. Это позволяет грамотно планировать работу по физическому развитию детей.

В ДОУ созданы благоприятные условия для успешного решения задачи физического развития детей. Имеется бассейн «Дельфиненок», оборудованный разнообразным инвентарем для профилактики и коррекции индивидуальных недостатков физического развития дошкольников. Функционирует спортивный зал «Игралочка», в котором создана благоприятная среда для физкультурно-оздоровительной работы с детьми всех возрастных групп. Широкий спектр физкультурного оборудования способствует развитию интереса к занятиям, укреплению своего здоровья. Оборудование соответствует возрастным возможностям детей и санитарным требованиям. Центром организации разнообразной двигательной деятельности на прогулке служит спортивная площадка, которая включает в себя оборудование, позволяющее разнообразить двигательную активность детей. Для стимулирования двигательной деятельности в зимнее время года заливается каток для игры в хоккей и обучения катанию на коньках, оборудуются дорожки для скольжения, валы для перешагивания, лабиринты для хождения, прокладывается лыжня.

Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудованы «центры здоровья», в которых имеются мелкий спортивный инвентарь, профилактические дорожки и физкультурное оборудование, изготовленное руками взрослых. В уголке «Проверь осанку», с помощью несложных приспособлений ребята самостоятельно отслеживают изменения в росте, проверяют осанку.

Помимо центров физической культуры в группах имеются центры «Здоровые зубки», оборудованные по рекомендациям пособия «Улыбка» (по гигиене ротовой полости). Центры систематически пополняются дидактическими играми и пособиями по воспитанию привычки к здоровому образу жизни, соблюдению правил личной гигиены.

Материально-техническое обеспечение детского сада позволяет педагогам успешно решать задачи оздоровления детей. Систематически проводятся разные виды физкультурных занятий, среди которых преобладают: игровые, сюжетные, тематические, интегрированные, занятия на спортивном комплексе. Наиболее эффективными приемами работы с детьми являются игровые задания на перевоплощение, придумывание новых способов использования физкультурного оборудования, новых способов передвижения, имитация движений, пластические этюды, художественное слово, музыкальное сопровождение. В ходе занятий воспитатели используют вопросы, которые помогают детям внимательно наблюдать, выделять главные элементы в движении, критически оценивать выполняемые упражнения.

Эффективными формами работы с детьми являются «уроки здоровья», игры, беседы, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование, создание игровых ситуации. На занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности дети приобретают элементарные знания и навыки по сохранению и укреплению своего здоровья, учатся анализировать самочувствие. Все занятия в дошкольном учреждении обязательно включают динамические паузы, физкультминутки.

Большое внимание уделяется индивидуальной и дифференцированной работе с детьми. В ДОУ накоплен интересный опыт работы по обучению детей плаванию с элементами аквааэробики. Разработаны сценарии досугов на воде, создана картотека подвижных игр и развлекательные занятий, что является эффективным закаливающим и укрепляющим средством, оказывающим благотворное влияние на психологическое состояние детей, улучшающее функционирование мышечно-связочного аппарата.

Благодаря целенаправленной деятельности инструктора по физической культуре, дети овладевают основами дыхательной гимнастики, фитбол гимнастики, стрейтчинга — это благотворно воздействует на организм в целом.

Организация дополнительных услуг (хореографический, спортивные кружки) также влияет на развитие физических качеств и в целом на состояние здоровья детей. На занятиях хореографией дети изучают упражнения на развитие тела, элементы классического танца, танцевальные движения и этюды, знакомятся с комплексом упражнений «Здоровый ребенок», целью которого является профилактика простудных заболеваний, плоскостопия и нарушений осанки. В кружке «Дельфиненок», «Школа Мяча» дети получают всестороннюю физическую подготовку, учатся дисциплинированности, уравновешенности. В результате воспитанники меньше болеют, у них формируется интерес к физической культуре и спорту, они более активны в движении.

Большое значение педагоги уделяют организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей используются различные методические приемы: долгочтение, колыбельные песни, слушание классической музыки и сказок. Проведение гимнастики после сна в сочетании с закаливающими процедурами и массажем, способствует повышению мышечного тонуса, эмоционального настроя. Гимнастика проходит в различных вариациях: упражнения в кровати «просыпалочки», полоса препятствий в спортивном зале, ритмические упражнения в музыкальном зале.

Особое внимание уделяется подбору музыкального сопровождения для упражнений, направленных на овладение навыками произвольного расслабления и некоторыми этюдами психогимнастики, которые широко использует на своих занятиях педагог-психолог ДОУ. Музыкальные руководители осуществили подборку музыкальных произведений, тематически связанных с сюжетом, для релаксации в сочетании с естественными звуками природы. Их использование способствует снятию психоэмоционального напряжения, овладению навыками физиологического самоконтроля, развитию психических способностей.

В ДОУ систематически проводится профилактическая работа, направленная на снижение заболеваемости и обеспечение физического и психического развития детей. Для часто болеющих детей разработан щадящий режим, который предусматривает проведение индивидуальных закаливающих мероприятий, увеличение дневного сна, регулирование времени прогулок, фитотерапию. Качественное проведение режимных моментов, четкий режим дня обеспечивает охрану нервной системы дошкольников. Регулярно проводятся плановые медицинские осмотры детей с привлечением специалистов. Результаты обследования учитываются медицинской сестрой, воспитателями, педагогами дополнительного образования в работе с детьми.

Для повышения устойчивости организма к температурным перепадам, воспитателями всех групп в системе проводятся закаливающие мероприятия: обширное умывание после сна, ходьба босиком, полоскание рта, ходьба по мокрым дорожкам, обтирание влажным полотенцем после сна, закаливание в сочетании с движением, контрастное обливание ног. Это благотворно сказывается на самочувствии детей. Большое внимание в ДОУ уделяется осуществлению взаимодействия с родителями воспитанников. С этой целью в группах оформляются информационные уголки здоровья, проводятся консультации, встречи «за круглым столом», семинары-практикумы, дни открытых дверей, индивидуальные беседы. Родительские собрания проводятся с привлечением физкультурных и медицинских работников. В их содержание включаются темы интересующие родителей. Педагоги привлекают родителей к активному участию в оздоровительных мероприятиях с детьми: сезонные дни здоровья, спортивные развлечения.  В результате совместных мероприятий у детей повышается интерес к активной двигательной деятельности, развивается желание вести здоровый образ жизни, а родители овладевают навыками организации досуга детей.

Педагогами ДОУ используются разные формы методической работы: — консультации; — семинары-практикумы; — открытые просмотры; — психолого-медико-педагогические консилиумы; — смотры-конкурсы. Педагогическим коллективом разработаны перспективные планы по развитию физических качеств с применением нестандартного оборудования, комплексы упражнений по формированию осанки с применением больших гимнастических мячей для детей 4-6 лет, разработаны и внедряются в практику мероприятия оздоровительного характера, направленные на улучшение состояния здоровья детей, снижение заболеваемости, оформлены индивидуальные карты физического развития, паспорта здоровья групп.

Педагоги ДОУ активно делятся опытом работы на городских методических объединениях: — 2016 г. «Развитие двигательных навыков в процессе обучения детей плаванию»; — 2017 г. «Организация двигательной активности на физкультурных занятиях»; -2018 г. «Использование спортивно-игрового оборудования на физкультурных занятиях». На уровне ДОУ в 2018  году обобщен опыт работы Стаценко З.М. «Воспитание культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста». Повышению теоретического уровня и усилению практической направленности физкультурно-оздоровительной работы способствует участие в «Городской экспериментальной лаборатории по мониторингу физической подготовленности детей дошкольного возраста». Целью работы лаборатории является определение наиболее значимых факторов, оказывающих оздоровительное влияние на состояние здоровья групп.

Благодаря систематической и целенаправленной методической работе с педагогами, повышается качество воспитательно-образовательного процесса по этому направлению. В результате такой работы наблюдается положительная динамика в физическом развитии воспитанников ДОУ: — в 2018 году снизилось число детей с низким уровнем физического развития по сравнению с 2017  годом на 1,3 %, с высоким — увеличилось на 2 %; — количество детей с первой группой здоровья увеличилось на 3 человека, с третьей снизилось на человека; — снизилось количество часто болеющих детей на 1 ребенка; — снизились пропуски по болезни на одного ребенка на 0.2 за год.

В целом система работы по приоритетному создает условия для сохранения и укрепления здоровья детей их физической подготовленности, способствует снижению заболеваемости, повышает уровень адаптации детей к окружающей среде, сопротивляемость организма к вредным факторам, повышает престиж детского сада, поднимает на более высокий уровень профессионализм педагогов.